Цветовая схема: C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г. Уфа, ул. Мусоргского, д.19Б
  • +7 (347) 287-29-02, 287-29-03
  • lmufa16@mail.ru

Родителям

Первый год жизни ребенка. Вертикализация.

Первый год жизни ребенка. Вертикализация.
  • 01.07.2016
Количество просмотров: 190

     Что является главным отличительным признаком человека от животных? Это, прежде всего,  способность познавать самого себя. Одной из возможностей познания самого себя являются свободные верхние конечности.

     У человека верхние конечности освободились в результате его перехода в позицию прямостояния, можно сказать, в этой позиции у него развязались руки и стали реализовываться генетически закрепленные механизмы развития.

     По словам К. Семеновой «Вертикальная позиция является отражением способа существования человека в гравитационном поле Земли».

По этой причине качество формирования опорно-двигательного аппарата зависит от качества вертикальной позиции тела.

Мы знаем, что ортопеды требуют вертикализации, как никто другой и они совершенно правы, так как формирование, например, т/б суставов зависит от качества вертикальной позы.

Таким образом, необходимость вертикализировать ребенка ни у кого не    вызывает сомнений. В то же время проблема вертикализации является одной из наиболее актуальных проблем клиники ДЦП. При наличии нередуцированных рефлексов, контрактур и деформаций, на фоне слабых мышц спины, разгибателей ног и других типичных проявлений клиники ДЦП качественно реализовать вертикальную позицию у ребенка является традиционно сложной задачей.     

    Весь первый год жизни ребенка проходит под знаком процесса вертикализации. Нужно сказать, что эволюционно закрепленная закономерность развития вида Homo sapiens предполагает достаточно строгий процесс в котором весьма нежелательно выпадение каких – либо звеньев.

   Эволюция (в переводе с греческого) это - «развертывание с определенной закономерностью». Сейчас мы имеем в виду эволюцию, как развертывание в рамках вида Homo sapiens или его постэмбриональный онтогенез.

     В первые месяцы жизни, (возраст от одного до трех месяцев) ребенок пытается преодолеть силы земного притяжения, оторвав голову от поверхности.

                                                       

     Благодаря этому движению происходит несколько важнейших событий в психофизическом развитии ребенка, можно сказать, – ключевых для дальнейшего развития.

1.       Формирование антигравитационного комплекса (АГК)

 

                                   

 

 

2.       Ранние рефлексы, уступают месту рефлексам более позднего развития.

3.       Осуществляется, так называемая, «нейродинамическая тренировка» мышечных цепей – разгибателей шеи, спины и бедер.

 4.       Таким путем реализуется первый этап подготовки к великому акту человеческой природы – вертикальной позиции, как вершине эволюции.

 

                                                   

 

    Рассмотрим биомеханику поднимания головы над опорой. С точки зрения этой, весьма строгой науки, кинематическая модель человека представляет собой систему рычагов. Как известно, действие рычага возможно только тогда, когда присутствует ОПОРА.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/Palanca-ejemplo.jpg      предплечье как рычаг третьего рода

 

 

      В нашем случае голова является рычагом, а опора это круг в виде лопатки и ключицы.

 

  При этом круг с одной стороны разомкнут и, по этой причине, не могущий служить полноценной опорой для движений головы, в том числе для поднимания головы над опорой. Создание опоры для движения головы заключается в напряжении мышц сдвигающего лопатки. Это - действие ромбовидных мышц.

   

     У ребенка, развивающегося в пределах нормы, присутствует весьма жестко закрепленная закономерность, заключающаяся в определенном порядке включения содружественных движений (синергий), обеспечивающих такое движение. В данном случае прежде включается действие ромбовидных мышц, придающих конструкции пояса верхних конечностей необходимую жесткость, как опоры для разгибателей шеи. 

     Такая закономерность проявляется в норме. Если же факт отрыва головы у ребенка не состоялся, то развитие вполне может пойти по искаженному сценарию.

         

 

      Нужно также учитывать то, что поднять голову ребенок может с помощью опоры на предплечья. В условиях патологии мышечного тонуса такое действие может способствовать развитию и закреплению патологического стереотипа движения. При этом работа мышечных цепей, необходимых для прямостояния искажается. Происходит формирование и закрепление патологического стереотипа.

     На этом фоне возникают мышечные контрактуры и костные деформации.

 

Эти грубые нарушения замыкают патологический круг формирования клинической картины ДЦП.

             патологическое действие рефлексов - патологические синергии -

             мышечные контрактуры – костные деформации

     Пусковые механизмы, создающие серьезные препятствия для контроля за движениями головы хорошо известны, это сгибательно-приводящая синергия в мышцах плечевого пояса, где ведущим звеном является большая грудная мышца. По словам профессора К. Семеновой «слабость или отсутствие установочного лабиринтного рефлекса приводит к тому, что голова опускается на грудь, в результате рефлекторно повышается тонус большой грудной мышцы, этим создается сгибательно-приводящая синергия в мышцах плечевого пояса. Далее в этой синергии участвуют передняя головка дельтовидной мышцы, круглая мышца лопатки, верхние порции трапециевидной и широчайшей мышцы спины. В сгибательной синергии участвуют также двуглавая мышца плеча, плече-лучевая мышца, пронаторы и сгибатели.

           

 

Таким образом, нам необходим способ для нивелирования действия пускового механизма. Этим способом может быть создание условий для тренировки мышц антагонистов большой грудной мышцы, то есть ромбовидных мышц.

   

 

На фото указан такой способ тренировки ромбовидных мышц.

 

                          

 Необходимо найти специфические способы, разрушающие и предупреждающие  схему развития дцп. Однако ребенок – это растущий и развивающийся организм, поэтому нам нужны способы не только разрушающего характера, но одновременно с этим создающие физиологичные условия для развития ребенка. Таким эффектом обладают упражнения, выполняемые в условиях замкнутой кинематической цепи (ЗКЦ). Уникальные свойства этого алгоритма движений включают в себя выраженный рефлексзапрещающий эффект. К феномену ЗКЦ также нужно отнести способность к эффективному устранению (и предупреждению) мышечных контрактур, а также решающей роли в постепенном выравнивании мышечного тонуса и создания близких к физиологичной норме.